Деловая колонка
 




Горячая линейка
 




Услуги организациям
» Вэб-представительства
» Индустриальный дизайн
» Реклама в Интернет
» Грузоперевозки





Полная статья

Редкие типы лебедок в машиностроении

В машиностроении широко используются лебедки различных типов, выступая в роли грузоподъемных и вспомогательных тяговых механизмов. Помимо широко распространенных типов лебедок, существует несколько не так часто применяемых, но оттого не менее востребованных классов.

Многоскоростная лебедка

Для монтажа различных строительных конструкций важным условием является необходимость переключения перемещения каната в лебедках на несколько скоростей. Для порожних крюков и подъема/опускания грузов небольшого веса используется более высокая скорость, для тяжелых грузов предельного веса — номинальная скорость. При установке грузов используются низкие скорости. Получать разные скорости можно с помощью многоскоростных электродвигателей. Но эти двигатели не позволяют развивать большую мощность, а двигатели кранов с необходимой мощностью имеют только две скорости. В таком случае используются лебедки, в которых установлено два электродвигателя на одной оси, на которой установлен и входной вал редуктора. Их располагают как с одной стороны, так и с разных сторон от редуктора.
Для подъема груза с нормальной скоростью используется основной электродвигатель. При этом второй, вспомогательный электродвигатель, установленный на одной оси с основным, не включен. Небольшие же грузы опускаются и поднимаются вспомогательным электродвигателем, имеющим две скорости. У него более высокая номинальная скорость вращения вала, чем у основного двигателя. При посадке груза используются сразу оба двигателя. Основной двигатель обеспечивает динамическое торможение, а вспомогательный двигатель опускает груз на небольшой скорости.
В широком диапазоне скорость можно изменять электродвигателями с тиристорным приводом импульсного и частотного регулирования. Однако лебедка монтажная с таким приводом имеет сложное строение. Такие механизмы более дорогие, и требуют наличие высококвалифицированного персонала для их обслуживания.

Фрикционная лебедка

В отличие от реверсивной лебедки, фрикционная лебедка имеет разъемную (фрикционную) связь между барабаном и двигателем. Она осуществляется с помощью ленточных или конусных муфт. Скорость вращения вала и его направление всегда остаются постоянными, не реверсируемыми в процессе работы. При включенной муфте производится подъем груза, а при выключенной муфте — опускание под действием силы тяжести. Безопасную скорость опускания обеспечивает управляемый ленточный тормоз. Фрикционная связь в одномоторном подъемном механизме осуществляется приводом одного двигателя и нескольких барабанов. Они работают независимо друг от друга, и управляются индивидуальной муфтой и тормозом. Такой вид лебедок используют только в механизмах самоходных кранов, имеющих групповым приводом.
Муфта лебедки работает под действием нагнетаемого в ее расширяемую камеру воздуха. Воздух в каждую муфту барабана подводится с помощью специальных каналов, которые имеет вал лебедки. Благодаря нагнетаемому воздуху обеспечивается прижим шины к внутренней поверхности барабана лебедки, и за счет этого осуществляется передача вращения и сцепление.
Недостатками фрикционных лебедок являются сложность в управлении (нужно одновременно обеспечивать воздействие и на муфту и на тормоз), а так же невысокую безопасность в работе из-за отсутствия между барабаном и двигателем жесткой связи.

Канатоукладочный механизм и канатный барабан

Канатный барабан изготавливается методом отливки. Материалом служит серый чугун или сталью. Иногда канатный барабан сваривают из листовой стали. Для облегчения рабочих условий иногда используются барабаны, изготовленные из тонких листов стали, на которых накатаны канавки. Канат укладывается на барабан лебедки в один или несколько слоев, в зависимости от его длины. Для длинных канатов используют барабаны с гладкой поверхностью и высокими бортами. Они не дают канату сползать. Высота бортов делается в два раза больше, чем диаметр каната в свернутом виде.
При многослойной навивке каната, каждый его последующий слой укладывают на предыдущий, с углом бокового отклонения, противоположным углу предыдущего слоя. Благодаря этому каждый слой каната имеет контакт, который уменьшает срок службы. Для увеличения срока службы каната используется система барабанов с цилиндрической нарезкой, благодаря которым канат при накручивании на барабан ложится во впадины между краями каната предыдущего слоя. Это обеспечивает не только больший срок службы и лучшую укладку, но и более компактное расположение каната, снижающее его толщину и трение. Для более точной укладки каната на барабан используются канатоукладчики. Самым простым из канатоукладчиков является прижимной ролик на пружинах.

Лебёдки с канатоведущими шкивами и со шпилевыми барабанами

Использовать барабанные лебёдки для производства вспомогательных и маневровых работ на стройплощадках неудобно, т.к. при большой длине каната его нужно наматывать несколькими слоями, а это усложняет его разматывание и приводит к отклонению каната в сторону.
Самым оптимальным в использовании является шпилевой барабан. Канат на него не наматывается, а обвивается несколькими витками. При сходе с барабана он укладывается в бухту, находящуюся рядом. Барабан имеет вогнутую форму, что обеспечивает расположение рабочих витков каната в его центральной части. За счёт силы трения между канатом и барабаном возникает тяговое усилие.
Лебёдка со шпилевыми барабанами используются исключительно как лебедка тяговая, потому что, когда сбегающий конец каната отпускается, усилие на набегающем конце перестает действовать. Для того чтобы использовать шпилевые лебёдки как подъёмные, в них устанавливается канатоведущий шкив, и сбегающий конец каната навивается на специальную приводную бобину-барабан. Конструкции с подобным устройством называются лебёдками с канатоведущими шкивами. Их лучше всего использовать в кранах с большой подъемной высотой, например, при строительстве высоток, или же в качестве специальных лебёдок в особых условиях работы.
Также лебёдки с канатоведущими шкивами используются как подъёмные устройства подвесных подмостков, которые применяются для проведения ремонта фасадов зданий. Отличительной чертой данных конструкций является то, что сбегающий конец каната свисает под действием груза, не навиваясь на барабан, и остается при любом положении по высоте на определенном уровне, потому что при движении подмостков происходит только лишь перематывание каната по канатоведущим шкивам.

Специальные тяговые лебёдки

Их используют при укладке стальных трубопроводов в траншеи, находящиеся под водой, методом протаскивания, когда строят переходы через водные препятствия, такие как реки, различные водоёмы и т.д. Дюкер (трубопровод) протаскивают по дну траншеи специальными отделенными плетями-секциями с дальнейшим их наращиванием.
При работе с полиспастом и без него усилия в тяговом канате контролируются особым гидравлическим механизмом и фиксируются манометром. Тяговые усилия лебёдки воспринимаются инвентарным якорем, который заложен в специальную траншею и соединён при помощи якорного полиспаста с прицепом. При транспортном расположении лебёдки якорный канат навивается на бобину-барабан ручной лебёдки, находящейся в передней части прицепа. Когда происходит протаскивание трубопровода (дюкера), прицеп через роликовые опоры опирается на металлические подставки, установленные на специальные основания, что даёт возможность разгрузить колёса прицепа от силы тяжести и от горизонтальной и вертикальной составных частей усилия тягового каната. Управление тормозом, гидротрансформатором и двигателем производится с выносного пульта.